СЕКРЕТЫ СУНДЕТ ТОЯ

СЕКРЕТЫ СУНДЕТ ТОЯ

СЕКРЕТЫ СУНДЕТ ТОЯ
ашық дереккөзі
Традиции народа, издревле, отличавшегося своим единством и солидарностью, всегда была, и остается жизнеспособной. Соответственно времени они видоизменяются, но сохраняют свой первоначальный смысл. Великий критик В.Г. Белинский, размышляя о национальных традициях, сделал следующее философское заключение: “Обычаи и обряды укрепляются своей древностью. Однако они всегда освещаются лучом современности. Они, как наследие, предков передаются из поколения в поколение. Традиции и обычаи формируют национальную особенность народа, объединяет его, без них они, как безликий памятник”. В долине Южного Казахстана Узынмашат в районе зоны отдыха «Жеруйык-Машат» прошел той, пропагандирующий национальные традиции казахов. Обыкновенный сундет той. Согласно мусульманским обычаям, делать обрезание мальчику, это признак мусульманина. Обрезание производят в шесть-семь лет. Это традиция, присущее каждому мусульманину. В свое время поэт Султанмахмут торайгыров писал, что в степи народ глубоко чтил эту традицию. Для этого тоя они резали самую упитанную скотину, делали гостям дорогие подарки. Обряд сундет, то есть, обрезание очень полезна здоровья, повышает личную гигиену. Этот обряд имеет большое значение для детей, это очень важный обряд. Проведение этого обряда долг родителей. Обряд завершается проведением сундет тоя. Гости приходят на данное мероприятие  с добрыми намерениями и наилучшими пожеланиями, одаривают виновника разными подарками. Раньше этот обряд проводили муллы, сейчас его могут сделать и врачи. В последние годы, вместо того чтобы развивать самобытность этого обряда он начинает терять свое национальное своеобразие. И, сказать честно, никому нет дела, что мы начинаем отрываться от своих корней. Многие проводят сундет той для поддержки своего реноме,  ради престижа. Некоторые такие торжества превращаются в скучные собрания с многочисленными тостами. Национальные казахские традиции стали «разбавляться» с обычаями других народов. В истории казахов не был, чтобы на подобных торжествах пили спиртное, устраивали потасовки. Дастархан казахских торжеств ломился национальными блюдами и напитками: казы-карта, жал-жая, кумыс, кымыран. Украшением подобных торжеств были национальные игры: кыз куу, кокпар, поднятие тенге, борьба. На нынешних торжествах царит одна картина: ближе к середине мероприятия царит одна картина, изрядно подогретые горячительными напитками, мужчины начинают целовать друг друга. Видели бы предки, всыпали бы им, наказав их по законам шариата. Сильно подражаем русским. А как проходят наши свадьбы. Молодожены наряжаются в чуждые казахам наряды. Почему не надевают национальную одежду?  Противоречат национальным обычаям и гуляния во время свадебных торжеств. Во время катания водители часто нарушают правила дорожного движения, без надобности используют клаксоны. Словом, ведут себя не правильно. Окружающие только из-за уважения к таким мероприятиям стараются не портить торжества молодоженам. Уважаемый в южном регионе аксакал Адильбек Шардарбеков, один из тех, кто душой болеет за сохранение национальных традиции, обычаев и обрядов. “В свадебном обряде казахов есть красивый, полный философского смысла обычай – Сыңсу, это прощальная песня невесты, со своими родителями, родными, родным аулом, с той средой, где она родилась и выросла. Становиться больно на душе, когда этот красивый обряд, как пережиток прошлого, предается забвению.  Этому способствует другой обычай «кража невесты». Однако сегодня возрождена традиция, сватать невесту, родители невесты организовывают проводы дочери, благословляют ее. Но ни на одних проводах невесты я не слышал прощальную  песню невесты. Даже, не видел, чтобы хотя бы одна невеста, покидая отчий дом проронила слезинку. Радостно садятся в машину жениха,  помахала ручкой, и упорхнула из родного гнезда. На мой взгляд, как национальный обряд, Сыңсу занимает не последнее место в воспитании девушки”, — говорит с болью Адильбек ага. — Но вернемся к сундет тою. Хотелось бы, чтобы этот обычай проводили красиво, степенно, не превращая этот собрание, а организовывали его, как предки, на лоне природы, приобщаясь к родной земле. И тогда, можно будет воспринимать это, как уважение к своим национальным традициям, как возвращение к своим истокам. Не важно кто проводит этот той, то ли люди состоятельные или люди среднего достатка, это не главная проблема. Все мы рабы божьи. Главное мерило, сундет тоя, сохранить обычаи и обряды нашего народа. Национальные традиции, обычаи и обряды – духовное наследие наших предков, это бесценное богатство. И мы обязаны их сохранить, преумножить, и использовать в развитии национальной культуры, в воспитании детей. – Археологические раскопки, проводимые в разных уголках необъятной казахской степи, в полной мере доказали всему миру, что наши предки не только воины, отстоявшие такую огромную территорию, не только поэты, прославлявшие родную землю, но и прекрасные скульпторы, художники, мастера, оставившие после себя прекрасные творения, — завершает свой монолог еще один аксакал, душой болеющий за будущее своей нации. Наши предки воспитывали своих детей под прекрасные звуки домбры, сыбызгы, мелодичных песен, любовной лирикой, пословицами-поговорками, острым словом. Поэтому казахская степь воспитала немало легендарных личностей, которые слоыом и делом прославили родную землю. Глубокие научные исследования, советы тюркоязычных ученых средневековья – бесценная кладезь для их потомков. Многовековая Народная мудрость,  результаты исследований ученых-просветителей в области педагогики и психологии полностью созвучны с реалиями современности. И сегодня, чтобы воспитать всесторонне развитую гармоничную личность нужно умело сочетать мудрость предков и передовые открытия современных ученых. Народную мудрость в области воспитания  можно распределить на четыре направления. Первое, формируя азбуку человечности, родители учат своих детей быть честными, вежливыми, внимательными. Во-вторых, воспитывают их быть добрыми, милосердными. В-третьих, формируют в них чувство гордости, готовности отстаивать свою честь, защищать родную землю. В-четвертых,  воспитывали образованную, порядочную личность. Человек, впитавши в себя все эти качества, всегда был честен перед своей совестью. Это – общечеловеческие ценности, на которых строится жизнь любого общества. Виновника сундет тоя , можно было, и не называть по имени. Он простой казахский паренек, которые нас окружают. Однако, при рождении нас всех нарекают именем. В повседневной жизни мы не часто встречаем имя Газали. Людей, конечно, интересует что означает это имя. Сегодня многие нарекают своих чад, именами высокопоставленных чиновников, известных артистов, часто встречаются имена ханов, султанов. Нарекать именем новорожденного, это своего рода искусство. Мой предок был Туетай, так назвали его родители. Вспоминая своего предка, я представляю бесконечную степь, его бесценные богатства, обычаи и традиции. И я горжусь тем, что я казах. А назови сейчас дите этим именем, окружающие испугаются. Стыдно….  Но, стыдясь этого имени, нарекают своих детей непонятным именем Мэлс. Это не стыдно…  Не позовешь на торжество, сильных мира сего, стыдно. Но не стыдно отстаивать обычаи  и традиции предков. Вот это, правда, от которой больно на душе. Мы искали ответ на вопрос, почему родители мальчика, которого провели этот красивый обряд, назвали его Газали.  Когда-то великого писателя современности, Чингиза Айтматова, спросили: почему судьба ваших героев окутана загадкой? Почему вы не раскрываете эти загадки? На что писатель ответил: Я пишу для того, чтобы читатель задумался. Мы тоже задумались над эим именем. Оказывается, этим вопросам задался и известный казахский писатель Шерхан Муртаза. Это послужило для нас некоторым самоуспокоением, если сам Шерага задумался, то инам простительно решили мы. По словам, известного ученого, историка Мурата Ауезова, был соратником великого ученого Аль-Фараби. Газали был известным философом, поэтом своего времени, но никак ни ханаом, султанам. В толковом словаре указана, Газали арабское слово, и означает: “стихотворную величину лирической песни тюркских народов, последние две строки, которых рифмуются”. “Чем иметь хорошие законы, лучше иметь хорошие обычаи и традиции” говорил Пифагор. Традиции предков сохраняет единство и мир страны. Поэтому нужно чтить свои традиции и обычаи. На юге прошел такой сундет той, который пропагандирует национальеыс обряды и обычаи. Сюда приехали,  люди,которыв душой болеют за будущее своей нации, своей страны. Это ирадует нас. Балтабек ТУЕТАЕВ, Южно-Казахстанская область